Значение и влияние примера на развитие личности подростков целиком и полностью относится и к половому воспитанию и образованию.
А. С. Макаренко, выражая мнение о том, как проводить половое воспитание, утверждает, что самое важное место занимает пример. Если настоящая любовь между отцом и матерью, их уважение друг к другу, их взаимная помощь и забота, допустимые выражения нежности и ласки с первого года жизни детей проходят перед их глазами, то они создают мощное средство воспитания, неизбежно привлекают ребенка к серьезному и прекрасному отношению между мужем и женой.
Особенно сильно влияние на формирование мышления и поведения подростков оказывают примеры, с которыми они встречаются лично. Прежде всего следует сказать о примере взрослых, что влияет на развитие подростков. Его влияние не только в том, что подросток просто подражает ему. Пример, представляемый взрослым по отношению к другому полу, заставляет подростка пересмотреть собственное поведение. При этом он руководствуется той манерой поведения, которую наблюдал и после анализа счел правильной и достойной подражания.
Таким образом, примеры и образцы помогают критически рассмотреть влияние внешних факторов, формирующих внутренние условия, чтобы сознательно понимать существующие трудности и преодолевать их. В лице взрослых подросток постоянно и в ненавязчивой форме видит следующие примеры.
Личные качества воспитателя, его отношение к социалистической морали, отсутствие у него разногласий между словом и делом, его отношение к представителям другого пола все его поведение в любой ситуации передается подростку и влияет не только на его жизнь в будущем, но и создает основной фактор определяет, в свою очередь, его отношение к воспитателям и проводимым ими мероприятиям. Многие недостатки детей и подростков объясняются промахами самих воспитателей каждый имеющий дело с подростками должен знать, что все его действия и поступки влияют на подростков скорее всего тогда, когда не подчеркиваются определенные формы поведения. Личный пример действует только в том случае, если преследуется воспитательная цель.
Поведение воспитателя постоянно привлекает внимание юношей и девушек; на него они хотят более или менее походить. Они очень быстро разберутся, если воспитатель попытается убедить его в том, что он не соответствует его собственным истинным убеждениям. Таким образом, воспитательный эффект пропадает, поскольку воспитателю перестают верить, и он не является авторитетом для подростков.
Несомненно, воспитатели, как и все люди, не могут быть непогрешимы и свободны от ошибок. Им этого не следует скрывать. Влияние их примера на подростков как раз в том и заключается, что на них смотрят как на людей с большими и малыми слабостями и видят в них идеалов, равных по которым подростки мало склонны. Стремление воспитателя преодолеть свои ошибки, желание улучшить и совершенствовать свое поведение – это то, что должен видеть подросток. Таким образом, подросток научится видеть, что правильное поведение и лежащие в его основе положительные качества не являются врожденными, а их нужно покупать в постоянном самосовершенствовании. Такое признание помогает подростку не подходить перед трудностями. Поэтому воспитатель, заинтересованный в том, чтобы служить подростку положительным примером, должен показывать не только свои положительные качества, но и то, как он сам их добивается.
Сдерживание полового инстинкта и овладение половой культурой требуют жесткой дисциплины, достижение которой значительно способствует ориентация на пример.
Действие положительного примера сохраняется и в том случае, если конкретная форма выражения познаваемых ценностей, осознаемых на положительном примере, теряет в подростковом возрасте свое значение, поскольку ребенок начинает больше ориентироваться на систему абстрактных нравственных норм.
Положительный пример остается исходным пунктом и критерием для оценки и тем же ориентиром для личного поведения подростка.
Следовательно, при формировании отношений подростка к другому полу положительный пример взрослых имеет такое значение, которое вряд ли можно переоценить. При этом пример подается представителями обоих полов. Поскольку каждый пол обладает своими педагогическими возможностями. Пример представителя того же пола оказывает влияние на поведение, а представителя противоположного пола определяет ориентацию при выборе партнера. С детства у подростка создается облик будущего партнера под впечатлением образов отца и матери. Поведение родителей, их совместная жизнь создают у подростков представление о браке и влияют на отношение их к другому полу. Так, на примере поведения взрослых развивается у подростков сексуальная мораль.
Желающий влиять на отношение подростков к другому полу не должен полагаться только на изолированные действия. Если он собирается разговаривать с подростками на сексуальные темы, он должен упорядочить свою жизнь и образ мышления.
Воспитатель, не живущий тем, чему сам учит, вряд ли будет авторитетом для подростка и не сможет рассчитывать на доверие и действенность своих воспитательных мероприятий. В такой же степени это относится к половому воспитанию: кто управляет, тот должен стать примером.
К сожалению, и в настоящее время в нашем обществе распространена неуверенность взрослых в половых вопросах. Многим воспитателям из-за комплекса неполноценности трудно стать достойными примера. Им приходится учить подростков тому, чего они сами не знают. В этом состоит противоречие между обязанностью и возможностями, мешающими даже хорошему воспитателю проводить половое воспитание. Однако такое противоречие преодолевается, так как если подростки видят, что воспитатель к этому стремится, они готовы довериться его руководству.
Препятствует формированию отношений между полами также то обстоятельство, что многим подросткам приходится расти в неблагополучных семьях или семьях, где нет отца. По данным консультационных пунктов по вопросам брака и половых проблем, большим злом является супружеская неверность. Там, где он есть, усложняется моральный микроклимат семьи и это неизбежно приводит к тому, что у подростка нет положительного примера супружеской жизни родителей.
Исследования показали, что дети из стабильных семей подвергаются меньшей опасности в неправильном развитии половых отношений. А дети, чьи родители были в разводе, одно время и сами чаще приходят к разводу. Из этого можно без сомнения заключить о том, что на половое поведение подростков большое влияние оказывает отношение родителей друг к другу.
Итак, лучшей предпосылкой для успешного полового воспитания и образования является гармоничный брак, показывающий подростку достойное подражание семейной жизни и выдвигающий его родителей как положительный пример в отношениях друг с другом. Насколько распространена эта предпосылка, дал соответствующий опрос.
Таким образом, у большинства подростков отсутствует положительный пример супругов и тем самым возможность на него ориентироваться. Правда, здесь следует оговориться, что при определенных обстоятельствах негативный пример также может оказать воспитательное влияние, заключающееся в том, что именно критически мыслящий подросток понимает, что было неправильным в отношениях родителей и каких ошибок следует избегать. Но даже в этом случае неприятные переживания в родительском доме все равно причинят вред его отношениям с другим полом, вызовут сомнение и недоверие в искренности своего партнера и в значительной степени препятствуют установлению гармоничных отношений с ним.
Наблюдению и оценке подростков доступны отношения и других людей, которые также носят характер положительного или отрицательного примера и формируют представление подростков об общепринятом по отношению к полу друг к другу. Примером для подростков служат родственники и знакомые, учителя и мастера производственного обучения, коллеги по работе и старшие братья и сестры. При этом имеет значение не только то, как у этих людей складываются отношения с представителями другого пола. В свою оценку они включают хоть какой контакт с другим полом. Их внимание не в последнюю очередь привлекает и то обстоятельство, насколько властвует уважение, любезность и вежливость в отношениях мужчин и женщин. Правда, ускорен тот факт, что отношения некоторых мужчин и женщин лишь в немногих случаях могут служить положительным примером.
На примере этих данных взрослым следовало бы пересмотреть свое поведение, прежде чем поспешно судить о половом поведении подростков. Многие недостатки подростков являются лишь следствием несостоятельности воспитателей. Поэтому многое зависит от того, в какой степени серьезно взрослые строят свои отношения с представителями другого пола в соответствии с нормами социалистической морали. Чем быстрее воспитатели приведут в порядок свою жизнь, тем значительнее будет их положительное влияние на формирование у подростков отношений с другим полом и тем более действенными будут их личные советы.
Таким образом, ясно, что беседа – это только одна сторона дела. Более важным, чем разговор, пример своей жизни. В идеальном случае слова у воспитателя не должны расходиться с делом. В половом воспитании такое единство проявляется в отсутствии противоречия между собственным половым поведением и половым поведением, которое требуется от подростка.
Высказывания о значении положительного примера были бы односторонними и потому неполными, если бы они ограничивались только влиянием окружающих. Вряд ли менее сильное влияние оказывают персонажи и события, изображающие в своих произведениях поэты и писатели.
Большое значение в этой связи имеет литература для чтения подростков. Именно в ней показывается достойное подражание отношениям между отдельными лицами и группами людей. Художественные произведения, превращенные в сценарий, воплощаются в театре, кино, по радио и на экране телевизора.
Молодежь, когда читает, слушает и смотрит передачи, отождествляет себя с действующими лицами, переживает их огорчение, разделяет их радости, как будто он самый непосредственный их участник. Такие чувства долго потом действуют на молодежь и влияют на ее взгляды и поступки.
Задача воспитателей состоит в том, чтобы посредством искусства и литературы знакомить подростков с положительными примерами и образцами, знакомить их с жизнью.
Отсюда растет ответственность писателей и художников, поскольку их произведения составляют огромную силу в деле формирования сознания. Они должны постоянно иметь в виду воспитательное значение своего творчества и всегда помнить об этом. В средствах массовой пропаганды – книги, кино, театр – исключительно большую роль играют эмоции, которые еще в большей степени необходимо использовать для полового образования.
Несомненно, в нашей стране существует заслон любых форм распространения халтуры и бульварной литературы. Тем не менее, иногда можно видеть, как книги, театр, кино и телевидение становятся иногда пропагандистами взглядов и поступков, несовместимых с нашей моралью. Сравнительно легко найти примеры, если проанализировать тексты песен, содержание фильмов и развлекательных передач. Разумеется, из всего сказанного не следует, что мы выступаем в роли ханжей и хотим, чтобы любовь во всех ее проявлениях исчезла из виду молодежи. Речь идет лишь о том, чтобы дать правильную ориентацию и с помощью положительного примера помочь молодым людям правильно разобраться в половых вопросах и выстраивать свои отношения с представителями другого пола в соответствии с социальными принципами.
Любовь – это только часть жизни, и она может развиваться только в обществе счастливых людей, построению которого должен способствовать каждый.
Наше половое воспитание и образование не преследует цель утверждения аскетизма (хотя он и помогает бороться с распущенностью), поскольку это ведет к пренебрежению общественными обязанностями и мешает развитию как отдельной личности, так и всего общества в целом.
Каждый воспитатель обязан внести свою лепту в половое воспитание молодого поколения, состоит также и в том, чтобы знакомить молодежь с положительными примерами, которые в сочетании с его личным примером создадут критерий и ориентир для формирования социалистических отношений между полами.